Отдельную тему
делаю потому, что старая, от моего близкого знакомого рукастого
форумчанина Саши Ёнаса, как выяснилось, уже прикрыта. А я обещал
выполнить просьбу другого ганзовца, MITAY 52, и выложить пояснения к
процессу изготовления кожаной щеки на Вайраух по близкому, но более
простому и быстрому методу.
Опыт
изготовления подобных щек у меня есть, летом делал нечто вроде того на
Диану-31. Но там я крепил ее нержавеющими винтами под шестигранник через
проставки непосредственно в гребне полиамидного ложа. Вайраух винтовка
повыше уровнем, и ложе ковырять не хотелось. Саморезы здесь были бы
колхозом и варварством, да и футорки с резьбой под винт немногим лучше.
Потому решил шнуровать.
Тема пока в процессе создания, т. к. щека еще не полностью готова. Но общее можно уже "осветить".
Упрощение
здесь следующее. Размачивать кожу, придавая ей форму непосредственно на
прикладе, я не стал. Однако она будет также крепиться шнуровкой и
иметь, как назвал его Саша, подъем - т. е. проставку между ней и
гребнем.
Его
можно вырезать из плотной бумаги, тонкого пластика или, как в моем
случае, куска линолеума. С шаблоном легко "думать с карандашом в руках",
подправляя его и дорабатывая геометрию. Абы как на такой винтовке
ничего делать не хочется, а хочется, чтобы щека вписалась в ее силуэт
гармонично. И что интересно, чем больше правишь шаблон с учетом этого,
тем явственнее он принимает вид той щеки, которую немцы разработали для
новой версии ложи Вайраухов 77 и 77К:
Прикладывая
шаблон к прикладу и подправляя его, добиваемся желаемой геометрии.
Далее накладываем его на отрезок кожи (в моем случае это коричневый
вороток 4 мм.), обводим карандашом и вырезаем. Резать можно макетным
ножом по стальной линейке, а углы скруглять ножницами. В идеале
большими, портняжными - кожу резать очень тяжело. В результате получаем заготовку примерно такого вида.
Далее
намачиваем ее в воде и сгибаем пополам. При этом мнем ее пальцами, как
бы лепим, придавая нужную форму - мокрая кожа очень пластична. Зажимать
для сушки между пластинами не обязательно - достаточно подровнять и
повесить на, к примеру, зажатую в тисках доску.
Внимание
- намочить нужно равномерно, без пропусков, иначе в процессе сушки
заготовку может повести и покоробить, придется размачивать и сушить
вновь.
Часа через 3-4 в теплом помещении заготовка просохнет окончательно, и можно приступать к обработке краев. Для
этого удобнее всего воспользоваться электроточилом, на круг которого
прикреплен круг грубого наждака. За неимением точила - бруском,
обернутым таким наждаком. Но это конечно затратнее по усилиям, т. к.
обрабатывается вязкая и чуть влажная кожа с трудом. Будьте готовы к
тому, что придется подышать малоприятной на "нюх" кожаной пылью, потому
особо нежным рекомендуется воспользоваться марлевой повязкой.
Начисто
края реза обрабатываются более мелким наждаком, "махры" опаляются
зажигалкой. В процессе обработки наждаком на краях реза образуются как
бы буртики, небольшие закраины - их легко удалить с помощью маникюрных
ножниц. Словом, задача - сделать края максимально ровными и гладкими.
Еще
одна, отдельная операция - изготовление подъема. Т. е. проставки, через
которую щека будет опираться на гребень. Я сделал ее иначе, чем Саша.
Кожу (4 слоя) не сшил, а склеил хорошим клеем ПВА (держит он мертво, при
попытке разодрать склееную им кожу обычно отдирается где угодно, только
не по склею) и зажал на пару часов в тиски через пластиковые пластины.
Внимание
- перед тем как зажимать заготовку из склея кожаных пластин в пресс, ее
надо обернуть пищевой пленкой или обычным тонким полиэтиленом. Иначе
приклеется намертво даже к пластику - если ПВА качественный, это
неизбежно.
Продержав заготовку под прессом часа 2, получаем ровный
по двум плоскостям, умеренно гибкий брусок, нечто вроде бруска кожаной
"фанеры". Следующий этап - его обработка. Торцы бруска аккуратно
обрезаются ножом, им же можно снять фаски с верхней части, чтобы меньше
пришлось снимать на наждаке. Далее...
И вот тут без точила с
кругом наждачки будет очень трудно, просто поверьте на слово. А с его
помощью бруску можно придать абсолютно любую геометрию. Притом без
лишних усилий. В финале обработки проставка должна иметь несколько
сужающуюся к переднему торцу форму (контролируется по гребню приклада),
равномерное скругление верхней плоскости и ровные торцы.
В
нижней же плоскости подъема надо сделать продольную выборку, желобок,
радиус изгиба которого соответствует закруглению гребня приклада.
Получив, т. е., этакое корытце. Так он и на гребне сидеть будет плотнее,
и вид с торцов будет нас "удовлетворять".
Сделать этот желобок проще и быстрее всего с помощью бормашинки типа "Дремель" и вот такой насадки.
Это
резиновый цилиндрик на оси, на который надевается цилиндрик среднего по
зернистости наждака. Продают в "Крепмаркетах" и т. п. магазинах.
Вклеивать
ли подъем в ответную часть щеки или нет, я еще не решил. Вероятно не
стану - деться ему при тугой шнуровке будет некуда. Зато обеим деталям
проще будет найти нужное положение на прикладе.
Подъем, когда он
высох, я покрыл тонким слоем ПВА, который прекрасно "дружит" с
подвергавшейся шлифовке натуральной кожей (попробовав сами, легко
поймете о чем речь). Этот клей, хотя и "водяной", частично
полимеризуется при высыхании, и влага ему не так страшна, как это
кажется - однако после просушки не мешает все же воспользоваться еще и
пчелиным воском или хорошим сапожным кремом на его основе. Кстати с
помощью ПВА кожу можно сделать очень жесткой, почти как пластик - именно
так я поступил при изготовлении щеки на Диану. А шлифованные срезы
потом можно довести до зеркальной гладкости. Но в случае с Дианой стояла
другая задача - здесь кожа будет шнуроваться и потому должна оставаться
пластичной.
Пока сохнет ПВА, можно заняться отверстиями под шнур.
Тщательно размечаем карандашом нижний край щеки, чтобы расстояния
получились одинаковыми. В моем случае отверстий получилось общим числом
12, т. е. на по 6 на плоскость.
Обычно
отверстия в коже пробивают. Для этого существуют стальные пробойники
разных диаметров, заводского или кустарного изготовления. Есть также
ручные "машинки" с поворотной головкой, на которой расположены
трубки-пробойники разных диаметров - ими отверстия не пробивают, а
продавливают. Но я всему этому предпочитаю самодельные пробойники из
трубок от антенн, желательно старых, толстостенных (современные очень
тонкостенны). Однако отверстия ими, особенно в толстой коже, нельзя
именно пробивать. Их нужно просверливать, зажав трубку в дрели или
шуруповерте и расположив край кожи на ровной фанерке или доске, и притом
на довольно приличной скорости. Тогда они получаются идеально круглыми и
чистыми, без махров. А сам пробойник не завальцовывается и не гнется.
Напомню, что пытаться сверлить в коже отверстия сверлом - занятие абсолютно бессмысленное. Только пробойник с острыми краями.
Следующие
этапы у меня финишная обработка среза щеки, пропитка ее и шнуровка на
прикладе. По окончании работ выложу фото результата.