Полимеризация масел. Полимеризация масел посредством нагревания была давно известна. Полимеризация
масел при нагревании происходит благодаря взаимному насыщению двойных
связей - в результате соединения углеродных атомов между собой; оно
представляет собой коллоидный раствор высокомолекулярных частиц
(полимеров) в масле. Чем больше в .масле содержится глицеридов
линоленовой и линолевой кислот, тем быстрее идет полимеризация и
меньшее количество масла разрушается. Подсолнечное и ореховое масла, сгущенные нагреванием, дают значительно лучшую пленку при высыхании. Уплотнить можно не только высыхающие масла, но и невысыхающие. Способность к полимеризации зависит от состава масел. Легко
полимеризуется льняное масло, труднее подсолнечное, ореховое и маковое,
причем легко полимеризующиеся масла меньше разлагаются. Льняное масло дает 16% продуктов разложения, маковое - 24,5 %, подсолнечное - 25%. Сгущение масел можно производить и при низкой температуре при действии ультрафиолетовых лучей. В результате полимеризации между частицами масла образуются прочные связи, и стойкость красочного слоя значительно повышается. Процесс
полимеризации масел осуществляется обычно в металлических закрытых
баках с электрообогревом, нагреванием до 300. С без перемешивания в
течение нескольких часов или суток. Полимеризацию рекомендуется
вести -при температуре не выше 300. С, так как масло, уплотненное выше
300. С, медленнее высыхает я образует при перетире с пигментами
тягучую, вязкую красочную пасту. При работе такие краски нитями тянутся
за кистью. Полимеризованные масла становятся более густыми, удельный
вес и кислотное число их повышается, так как содержание свободных
кислот в результате частичного гидролиза возрастает. Йодное число
уменьшается, потому что в процессе полимеризации происходит уменьшение
двойных связей. Молекулярный вес частиц увеличивается, растворимость
масла в растворителях уменьшается. Качество масла улучшается,
если процесс уплотнения вести в атмосфере углекислоты или в
сравнительно небольшом вакууме (остаточного давления 150-300 мм). Проф. Масленниковым предложено вести полимеризацию непрерывно, в специальном аппарате. Если
по стеклянной или металлической трубке длиною не менее 1 метра,
помещенной в воздушную печь с температурой 310-320. С, пускать с одного
конца масло, то при соответственной длине трубки, температуре, наклоне
и скорости подачи масла можно с другого конца трубки получать
непрерывно полимеризованное масло требуемой степени вязкости.
Зависимость свойств полимеризованного масла от температуры и времени
нагревания еще недостаточно изучена. Существует мнение, что при
нагревании льняного масла при температуре 250-290. с потерей 0,1 его
веса получается густое и тягучее масло и достаточно быстро сохнущее. С потерей 1/6 веса масло сохнет медленнее. При нагревании выше 320. С масло почти не содержит двойных связей и сохнет очень медленно. Необходимо
признать, что Полимеризованные масла наиболее удовлетворяют запросам
живописи, особенно приготовленные при температуре не выше 250. в
атмосфере углекислого газа. Масла, выдержанные продолжительное
время в естественных условиях при воздействии солнечного света, воздуха
и воды, освобождаются от вредных примесей, становятся; почти
бесцветными (или со слабой зеленоватой флуоресценцией) и сгущаются до
консистенции меда или сиропа. Некоторые исследователи утверждают,
что в результате такой обработки из льняного масла исчезает линоленовая
кислота, а вместе с этим исчезают и недостатки льняного масла и
получается продукт, который почти не темнеет, кроме того, их быстрое
высыхание по всей толще красочного слоя исключает неблагоприятные
действия процесса медленного высыхания с изменением объема пленки и
разрушительным действием на живопись. Пленки и краски, стертые на,
полимеризованном масле, имеют целый ряд достоинств, при высыхании
испытывают незначительные химические изменения; значительно менее
желтеют и темнеют, так как в них отсутствует линоленовый глицерид
{присутствие которого и обусловливает этот недостаток); дают прочный
слой, мало поддающийся влиянию сырости и газов; значительно уменьшают
оседание красочного слоя и появление в нем трещин, вследствие
незначительного и медленного сжатия масляной пленки. Применение полимеризованных масел увеличивает сохранность и долголетие произведений живописи.
|